вторник, 9 сентября 2008 г.

МУДРОСТЬ ПОЛЯКОВ

Католический дух польской нации мудрено осуществляет ее сквозь возрасты. Большая, благородная, барская Польша построена аристократической культурой и космополитическим мировоззрением ее наилучших сыновей и дочерей. Астроном Николай Коперник (1473-1543), композитор Фридерик Шопен (1810-1849), поэт Адам Мицкевич (1798-1855), госпожа Мария Валевска, - яркие люди-звезды мирового масштаба. Без этих легендарных имен всемирная история человечества была бы бледной.

"Или господин или пропал" - это основное кредо национального характера поляков. Без преувеличения можно утверждать, что их максимальный прагматизм помогает им каждый раз отстаивать свой статус на международной арене. Независимо от своей родословной каждый поляк считает себя шляхтичом (человеком благородного происхождения). Вот почему поляки - нация самовлюбленных аристократов.

Сегодня блуждая среди уютных вулочок старого Кракова я услышал волшебную историю о Михала из Ольштина. Когда-то он помог другим в беде и потому в конце концов получил желаемое счастье.

НАКАЗАННАЯ ХИТРОСТЬ

Как-то зажиточный господин из-под Ольштина охотился один в лесу, который достигал далеко-далеко.

В том лесу посреди опушки была большая яма, вырытая для волков. Господин шел через опушку и ненароком упал в яму. Как же он испугался, когда увидел, кто в той яме! А там уже сидели медведь, здоровенная змея и кот. Каждый с ужасом смотрел на других. Поэтому господин и себе прислонился к стене да и ну звать, умоляя помощи. Звал аж три дня - все зря.

Лишь на четвертый день наймит Михал пришел в лес рубить дрова и услышал голос из ямы. Он подошел в яму и спрашивает:

- Кто там?

А заглянуть в яму нельзя, потому что она прикрыта хворостом, и, чего скрывать, он и испугался очень.

Господин опознал наймита из голоса.

- Это я, твой господин! - звал он.- Я упал в волчью яму. Помоги мне вылезти. Вот увидишь, как я тебе отблагодарю.

Михал отыскал длинную жердь, опустил в яму. Слышит - кто-то за нее ухватился. Почав Михал тянуть и на пребольшую силу выдержка жердь назад. И что бы вы думали - кого он увидел? Не своего господина, а огромного косматого медведя, который изо всех сил бросился в чащу.

Бедный Михал задрожал из испуга, потому что подумал, что то черт его звал, а затем превратился в медведя. Михал хотел был уже убегать, когда опять услышал из ямы голос:

- Не бросай меня здесь, Михале, дорогой! Смилуйся! Я знаю - ты хочешь жениться. Произведу тебе красивую свадьбу, только помоги мне выбраться из ямы.

Услышал это Михал, улыбнулся. Хотя и не верил, что то его господин, но решил попробовать еще раз. Осторожно вонзил жердь в яму - и сейчас же услышал, как что-то царапается по ней. Поезд Михал жердь, и показалось ему странным, что господин такой легок.

Аж здесь из ямы выскочил кот, мяук и носился в кусте.

- Ой, горе! Это был наверное дьявол. В этой яме, по-видимому, сидят сами черти.

Он уже хотел был убегать, когда господин заблагав и завопил:

- Не бросай меня, Михале, дорогой! Поступает ночь. Я умру от страха, голода и холода. Подарю тебе целое хозяйство и кучу денег, если ты меня спасешь.

Михал опять вонзил жердь в яму. Но в этот раз из жерди с шипением спрыснула змея и исчезла в траве.

"Слышу человеческий голос, а из ямы взлезают дикие звере!" - удивился Михал.


Он бросил жердь на землю, но господин так умолял и кричал, что вред было слушать. - Смилуйся! Смилуйся! Опусти сюда жердь! Теперь уже в яме нет никого, кроме меня. Отдам тебе все свое имение и все деньги, если спасешь мне жизнь. "Если это действительно господин и я его спасу, будет он мне благодарный до самой смерти, - подумал Михал.- Может, даже и не отдаст всего имения, но деньжат таки отсыплет".

Намордувався Михал сильно, потому что господин был толстенным и тяжелым. Но едва ступил на твердую землю, как сейчас же громыхнул:

- Ты, дураку! Чего так долго возился? Я имело от голода через тебя не умер.

Михал испугался не на шутку. Скорее вынул из кармана горбушку ржаного хлеба, который взял себе на ужин, и отдал господину.

Немного заморив червячка, господин трудно оперся на Михала и медленно двинулся к своему имению. А как стал на пороге, сказал Михалови:

- Ну, теперь ты уже мне ненужный. Иди себе.

Взавтра рано утром наймит направился к барскому двору. "Может же таки, что-то даст мне на свадьбу", - думал он.

Зашел во двор и говорит слугам: да, мол, и так.

- Чего же тебе нужно от него? - питаються слуги.

Михал рассказал, как спас господина из волчьей ямы. Слуги начали смеяться и ругать его. Не один думал: "Если бы это я нашел - там бы и бросил в яме. Пусть бы его волки съели". Так как господин был плохим и недобрий.

Наконец кто-то из слуг пошел к нему и сказал:

- Там, сиятельный пане, пришел мужчина, который вас вчера выдержка из ямы. Он хочет что-то вам сказать.

- Что?! - свирепо громыхнул господин.- Меня выдержка из ямы? Ложь!

Выбежал на двор, выругал Михала, назвал лгуном, а затем взял кнута да и выгнал его из двора, еще и собаками натравил.

Вот так отблагодарил! Смутный и обиженный вернулся Михал к своей хате в лесу. Пришел - что за чудо? - двери отворены. Глянул - аж медведь и кот, которых он спас, лежат доли, а змея примостилася на печи. Все трое ожидают на него.

Михал так и остолбенел, увидев эту троицу, но медведь учтиво подошел к нему и повел в амбар. Там лежал олень, которого он добыл для Михала.

- Вот хорошо! Хоть будет что засмажити на свадьбу! - аж руками сплеснув Михал.- Красненько тебя благодарю.

Здесь подбежал кот и, лащачись, повел Михала к сеням, где на лаве лежал букет замечательных цветов.

- Будет чем украсить дом на свадьбу! - обрадовался Михал.- Благодарю.

Наконец подползла змея, держа в роте камень-самоцвет, который блестел на весь дом.

- Ой, и это же, вероятно, стоит больших денег! - удивился Михал.

Он учтиво подякував зверенышем и накормил их; они и пошли себе в лес. А Михал сел на лаве и взял самоцвет в руки. Смотрит и не знает, что с ним делать. Утром пошел к барскому имению. Он надумал продать самоцвет госпожа, которая очень любила золото и всевозможные ценные игрушки. Но когда он показал самоцвет господину, тот заверещал:

- Ах ты же негодяю! Где ты его украл? Ведь он стоит целую кучу денег.

- Я не украл его, пане. Мне принесла самоцвет змея, которая была вместе с вами в яме.

- Вот лгун! Забил, определено, какого-то путника и забрал у него такую драгоценность!

И господин забрал в Михала самоцвет, а его самого приказал бросить в тюрьму да еще и нарядил слугу в город подать в суд.

Привели Михала на суд. Он рассказал о том, как выдержка господина из ямы. Но господин клялся, что наймит врет.

Судья послушал господина и говорит Михалови:

- Эге, мой дорогой! Кто же тебе поверит? Есть ли у тебя свидетели?

- Есть свидетели! - воскликнул Михал.- медведь, кот, змея, только они в лесу. Позовите их, пусть скажут.

- Никто твоей лжи не поверит! - вспылил судья.

Он уже хотел был вынести приговор, когда вдруг за дверью что-то загарчало. Отворили двери, и в зал вошел медведь. На спине у него сидел кот, а змея обкрутилась вокруг шеи и посматривала вокруг своими умными глазенками.

Все ужасно испугались, а господин аж побледнел и спрятался за столом. Медведь со своими друзьями двинулся к нему. Едва лишь подошли ближе - господин зарепетував:

- Отойдите! Отойдите! Я скажу правду. Этот мужчина не виноват. Все было так, как он говорил. Я заплачу ему, я все отдам!

Михала немедленно освободили, и слух о том, что с ним случилось, полетел по всей околице.

Люди так смеялись из господина и стыдили его, что он вскоре убежал куда-то аж за море. А Михала все хвалили и уважали. И вскоре наставили его лесничим.

Зажил он с людьми в хорошем согласии, а затем вступил в брак со своей невестой.

Произвели шумную свадьбу. Еды и питья было вволю. Медведь, кот и змея, тоже пришли на свадьбу. За столом их почастували тем, что они любили сильнее всего: медведя - медом, кота - жирным мясцом, а змею - сладким молоком сколько душа пожелает.

И такое это была красивая свадьба, которой в околице да и во всей Польше никто не видел и не помнил.

К милосердным Божья ласка не опаздывает.

Комментариев нет: