вторник, 9 сентября 2008 г.

Мудрость итальянцев

С итальянской мудростью знакомил Константин Мадейиталия - сказка тысячелетий. Итальянцы - мастера художественного слова и изобразительного искусства. Мудрость народов этой земли является почвой для современной европейской культуры. Беря свое начало от религиозного наследства древних этрусков, латинская народная литература создала непревзойденный волшебный мир итальянских сказок и легенд.

"Мудрость - глаз жизни" - поучает старую латинскую пословицу. Вот почему в итальянской семье уважают старших. Потому что постигает мудрость зрелыми рассуждениями. Нередко длительными зимними вечерами бабушки рассказывают внучкам захватывающие сказки. Одну из таких волшебных историй мы с вами услышим в настоящий момент. Возможно и вам так же повезут в вашей жизни, как умному королевичу с тремя померанцами.

ТРИ ПОМЕРАНЦА


Жилы себе когда-то давно король и королева. Имели они дворец, имели королевство и много подданных. Только не имели король с королевой детей. Вот как-то король и говорит:

- Если бы у нас родился сын, то я поставил бы на площади перед дворцом водопад, из которого семь лет подряд била бы не вода, а сладкий мандариновый сок.

- А я приказала бы поставить рядом с вашим второй водопад, - молвила королева, - и из него бил бы не сек, а душистое оливковое масло. Семь лет приходили бы к нему женщины с кувшинами и благословляли бы моего сына.

Вскоре у короля с королевой действительно родился красивый мальчик. Счастливые отец с матерью выполнили свое обещание, и на площади перед дворцом забили два водопада. В первом году они били соком и маслом выше от дворцовой башни. Второго уже немного ниже, третьего - еще ниже. Одно слово, что более высокий становился королевский сын, то ниже били водопады.

В конце седьмого года оба водопада уже вовсе не били, из них лишь медленно капали сок и масло.

И случилось так, что именно тогда вышел на площадь перед дворцом поиграть в кегле малый королевич. На то время придибала к водопадам с двумя большими кувшинами какая-то старая, седая бабушка. Она по очереди выбирала губкой из каменного ложа водопада то сек, то маслю и выдавливала губку то в один, то во второй кувшин. Когда оба кувшина были почти полны, королевичева круглая пуля попала не в кегле, а в бабушкины кувшины! Удар был такой крепкий, что от кувшинов во все стороны полетели черепки. Того же мгновения оба водопада и высохли, потому что королевичу именно исполнилось семь лет!

Бабушка была в ссоре на парня закорючистым пальцем и сказала:

- Слушай-ка, королевский сыну. За то, что ты разбил мои кувшины, я тиражу на тебя заклятие. Как минет тебе трижды по семь, на тебя нападет непреодолимая скука. И будет она тебя мордовать, пока ты найдешь дерево с тремя померанцами. Если тебе посчастливится найти это дерево и сорвать три померанца, тебе очень захочется пить. Тогда и увидим, что будет дальше.

Сказав это, бабушка засмеялась и пошла себе.

С итальянской мудростью знакомил Константин Мадейтим временами королевич дальше игрался в кегле и за которых полчаса забыл и о бабушке, и о ее разбитых кувшинах и грозном заклятии.

Вспомнил он о том заклятии аж тогда, как минуло ему ровно трижды по семь - двадцать один год. Потому что именно того дня его смогла такая скука, что ни ловецкие развлечения, ни шумные баллы - ничего не могло ее развеять.

- Где мне найти три померанца? - один говорил он.

Услышали это его отец-король и мать-королева и насыпали перед королевичем целую гору золотистых помаранчів. Но королевич только качал головой:

- Нет, это не те померанцы, - говорил он.- А которые те, что мне нужно, то я и сам не знаю. Оседлайте мне коня, поеду я их искать.

Подвели ему коня, он вскакивал в седло и поехал.

Длинный он ездил всеми путями, но так и не нашел, чего искал. Тогда звернув коня и поехал напрямик к речушке. Подъезжает, когда слышит тоненький голосок:

- Аггей, королевский сыну, осторожно, чтобы твой конь временами не растоптал мой домик!

Оглянулся королевич вокруг - нигде никого. Тогда глянул он коню под копыта, аж там в траве лежит шкаралупка от яйца. Соскочил тогда королевич из коня, поприсмотрелся, а в той шкаралупці фея! Улыбнулась она юноше да и говорит:

- Давно ко мне никто в гости не приходил и подарки не приносил.

Как услышал это королевич, снял свой перстень с ясным самоцветом да и надел его на фею вместо пояса. Взглянула на себя фея, засмеялась на радостях да и говорит:

- Я хорошо знаю, чего ты ищешь. Поэтому слушай: найди бриллиантовый ключ, и ты пройдеш в садик, где на дереве висят три померанца.

- А где же того ключа искать? - спросил королевич.

- Это, по-видимому, знает моя старшая сестра, которая живет в каштановой роще.

Подякував королевич феи, вскакивал на коня и поехал к каштановой роще. Там действительно обитаемая сестра этой феи - в каштановой шкаралупці. Королевич снял из плаща золотую пряжку и подарил ее фее.

- Благодарю тебя, - сказала фея.- Теперь я буду иметь золотую кровать! За это послушай, что я скажу: бриллиантовый ключ лежит в хрустальной шкатулке.

- А где же и шкатулка? - спросил королевич.

- Это знает моя наистаршая сестра, которая живет в ліщиннику, - ответила фея.

Длинный попоїздив королевич, пока натолкнулся на тот ліщинник. Там в шкаралупці лещинового ореха жила наистаршая сестра фей. Королевич сбросил из шеи золотую цепочку и подарил его этой фее. Она накинула его на веточку и сказала:

- Вот хорошо. Теперь у меня будет качель. За такой красивый подарок я тебе скажу то, чего не знают мои меньшие сестры. Хрустальную шкатулку ты найдешь во дворце, который стоит на горе еще за тремя горами и за тремя пустынями. Стережет шкатулку одноглазый сторож. Запомни себе только: когда сторож спит, у него глаз расплющен, а когда не спит, оно закрыто. Теперь едь и не бойся ничего.

Сколько ехал королевич, того никто не ведает. Однако преодолел он все три горы, проехал три пустыни и подъехал к той горе, где стоял дворец. Вскакивал он из коня, привязал его к дереву, а сам стал разглядывать вокруг. Аж видит - неподалеку пролегла тропинка, которой давно уже никто не ходил. Он вышел на нее, она и повела его все выше и выше на гору. Так он дошел аж на вершину, к дворцу. Над ним именно пролетала сорока, и королевич попросил ее:

- Сороко белобокая! Загляни в окно дворца и скажи мне, спит ли сторож.

- Глаз закрыт! Спит, спит! - сказала сорока.

- Что ты знаешь, дурненька сороко, - сказал сам к себе королевич.- Все наоборот.

Подождал он, пока смерклось. Когда где не взялась сова. Королевич и спросил у нее.

- Люба совонько! Загляни в окно дворца и скажи, не спит ли сторож.

Сова подлетела, заглянула в окно и заухкала:

- Ух-ух! Не спит! Так и зорить на меня!

- Ага, теперь именно время, - сказал сам себе королевич и зашел во дворец.

Там увидел он одноглазого сторожа. Около него стоял треногий стол, а на столе хрустальная шкатулка. Поднял королевич веко шкатулки и взял бриллиантового ключа. Взял, но что им отпирать, не знает. Вот стал он ходить по дворцу и искать дверей, замкнутых этим ключом, но ключ к никаким не подходит. Остаются уже только золотые дверцы в самом дальнем зале. Подбежал к ним королевич, воткнул ключа в шибкую, повернул - и дверцы отворились. Королевич зашел ими в сад.

Там росло помаранчевое дерево, а на нем три померанца. Но которые! Большие, душистые, с золотистой коркой, языков трое ясных солнц! Королевич сорвал их, спрятал под плащ и скорее прочь из сада.

Едва лишь совпадение тропинкой из горы и сел на коня, как одноглазый дідуган закрыл свой глаз и проснулся. Заглянул он в шкатулку, а она пуста! А королевич с тремя померанцами был уже вдалеке от дворца - изо всех сил летел на своем хорошем кону уже аж через пустыню. Солнце пражить немилосердно, песок розпечений, и над ним мерцает марево. Королевичу так захотелось пить, так захотелось, чтобы он и думать ни о что другое не может.

- Съем один померанец, - подумал он себе.- Может, хоть как-то утолю жажду.

Не успел розломити шкурку, как померанец раскололся на две половинки, и из нее вышла невиданной красоты девушка.

- Хочу пить! Дай пить! - попросила она жалобно.

Что здесь королевичу действовать, когда в самого пересохший в горле!

- Пить, пить, - уже кволішим голосом умоляла девушка. Потом замолчала и упала мертвая на песок.

Потосковал над ней королевич да и поехал дальше. А когда вскоре оглянулся, то увидела на том месте зеленая помаранчевая роща. Удивился королевич, только не захотел возвращаться назад.

Вскоре пустыня окончилась, и королевич подъехал к лесу. Там на опушке леса дзюркотів ручей. Королевич соскочил из коня, сам напился вволю, коня напитков и сел отдохнуть под разлапистым каштаном. Сидит так, достал из-под плаща второй померанец, положил ее на ладонь да и стал рассматривать. И так ему приспичило посмотреть, что там под ее золотистой шкурой, что стерпеть не может. Взял он да и надрезал померанец.

Плод распался на две половинки, и вышла из него девушка, такая красивая, такая красивая, еще более красивая от первой.

- Хочу пить! Дай пить! - попросила она.

- Вон ручей, - сказал ей королевич.- Вода в нем чиста и холодна.

Девушка мгновенно припала к воде и выпила весь ручей. Даже песок на дне стал сух.

- Пить! Дай еще пить! - жалобно застонала она, изможденный склонилась на траву да и умерла.

Опечалился очень королевич, устав и сказал:

- Нет, теперь я и каплю в рот не возьму, пока не напьется вволю девушка из третьего померанца!

Вскакивал в седло да и поехал изо всех сил. Когда оглянувсь - а на том месте стеной зеленеют помаранчевые деревья, и вода в ручье аж шумит. Но королевич не вернувсь назад посмотреть, хоть ему очень хотелось. Он прижал к груди последний померанец и направился дальше. Как ему только хотелось в дороге пить! И ехал он так еще долго, и, наконец, зупинивсь отдохнуть круг реки неподалеку от своего королевства.

Здесь надрезал королевич третий, наибольший померанец. Она раскрылась, как будто цветок развернул лепестки, и стала перед ним девушка невиданной красоты. Какие уже были красивы те две первые, но рядом с этой они бы показались просто невзрачными! Королевич не мог глаз отвести от нее. Лицо ее было нежнее от лепестков помаранчевого цветка, глаза зелени-зелени, словно завязь плода, а косы золоте, словно шкура дозрелого померанца.

- Пить! Пить! - попросила девушка.

Королевич взял ее за руку и подвел к берегу. Девушка склонилась и начала жадно пить. Однако река была глубока и широка. Поэтому хоть сколько девушка пила, а воды в ней не уменьшалось.

Наконец красавица оторвалась от воды, поднялась, всміхаючись, к юноше и сказала:

- Благодарю тебя, королевичу, красненько, что ты дал мне жизнь. Я - дочь короля всех помаранчевых деревьев. Я так долго мучалась, ожидая тебя в золотой тюрьме! Но не я сама, но и сестры мои на тебя ожидали.

- Горемычные твои сестры, - сказал королевич.- Это я виноват в их смерти!

- Но они не умерли, - сказала девушка.- Разве ты не видел, что они стали помаранчевыми рощами? Они будут давать уставшим путникам тень и будут утолять померанцами их жажду. Однако мои сестры теперь никогда уже не станут живыми людьми.

- А ты меня не покинешь? - спросил девушку королевич.

- Никогда, если ты не разлюбишь меня, - ответила она.

Тогда королевич посадил девушку поперед себя в седло и пустил коня учвал к родительскому дому.

Наконец вдали замріли башни дворца. Королевич остановил коня и сказал девушке-красавице:

- Подожди на меня здесь, я приеду по тебя в золотой карете и привезу шелковое платье и атласные ботиночки.

- Не хочу я ни кареты, ни наряда, - сказала девушка.- Лучше не лишай меня самой. Мне здесь страшно.

- Но я же хочу, чтобы ты зо мной въехала к дворцу моего отца так, как принадлежат невесте королевского сына. Не бойся, я тебя подсажу вон на ту ветвь, которая свисает над прудом, и тебя никто здесь не увидит.

Он взял ее на руки, посадил на грубую ветвь, а сам поехал во врата дворца.

Между тем к пруду под то же дерево вынесла стирать белье слепая на один глаз и кривая служанка. Наклонилась она над водой да и увидела там отображение девушки замечательной красоты.

- Господи! Неужели это я такая красивая стала? - воскликнула удивленная служанка.- Вероятно, даже солнце завидует моей красоте!

И служанка возвела глаза вверх, чтобы сравнить себя с небесным светом. Здесь она и увидела в зеленом галуззі девушку. Поняв, что то не ее отображение красуется в воде пруда, служанка в сердцах звала к красавице:

- Аггей, ты, кто ты за одна и чего спряталась на дереве?

- Я королевичева новобрачная и ожидаю, пока он приедет по меня.

Служанка втихаря и подумала: "Вот когда представилась мне возможность перехитрить судьбу!"

- Увидим еще, по кого он приедет, - ответила она девушке и принялась изо всех сил трясти дерево.

Сердешная девушка из померанца держалась на ветви, как могла. Однако упитанная служанка каждый раз сильнее трясла дерево. Наконец девушка не удержалась и упала наземь. Но, падая, она снова превратилась в золотистый померанец.

Служанка мгновенно ее схватила и спрятала в пазуху, а сама вылезшая на дерево. Только что умостилась на гілляці, аж здесь и королевич подъехал в золотой карете, запряженной шестью белыми конями.

Как увидел королевич свою невесту слепой на один глаз и кривой, то аж отшатнулся.

Служанка то заметила и торопливо сказала:

- Не беспокойся, дорогой, это у меня скоро пройдет. В глаз мне влетела соринка, а ногу я пересидела на гілляці. После свадьбы я состоянию еще лучше, чем была.

Что должен был королевич действовать? Он поклялся на своем мече взять жены в нее. Вот и повез ее к дворцу.

Отец-король и мать-королева очень опечалились, увидев такую некрасивую невесту своего сына. Нужно ли было ехать аж на край света, чтобы найти такую калеку! Однако, дав свое благословение, они уже не могли взять его назад и стали готовиться к свадьбе.

Аж вот поступил и день свадьбы. Весь дворец засиял огнями. На столы понаставляли самых изысканных насыщений и напитков, а гости просто сияли в самом дорогом наряде. Лишь королевич был грустен и невесел. Его снова окутала страшная скука, так будто он никогда не держал в руках трех помаранчів, не ездил так далеко, чтобы избавиться от этой беды.

Ударили в звон, и все занимали к столу. На самом почетном месте, как и годится, посадили молодых. Служники подносили молодым всяческие изысканные насыщения и напитки.

Молодая что не возьмет в рот, а глотнуть не может без того, чтобы чем-то не запить. Вскоре на нее нашла такая жажда, что никакими напитками нельзя было утолить. Здесь и вспомнилась молодой спрятанный в пазухе померанец. Но едва лишь она вытянула, как померанец из рук - прыг на стол и покотилася себе, говоря серебряным голоском:

Слепая несправедливость села за столом Да и готовит горе нам двум...

Все гости аж замерли от удивления. А молодая побледнела, словно стена. Покотилась так померанец через весь стол да и остановилась перед молодым. Здесь она вдруг раскололась пополам, и из нее вышла замечательной красоты девушка - дочь короля помаранчевых деревьев.

Королевич взял ее за руку и подвел к отцу и матери.

- Вот здесь моя невеста! - сказал он.

Плохую дуру немедленно прогнали прочь из дворца, а королевич с дочерью короля помаранчевых деревьев произвели шумную свадьбу и жилы долго и счастливо.

Часто под убогим плащом скрывается мудрость

Комментариев нет: