вторник, 9 сентября 2008 г.

БЕЛЬГИЯ


Сказочный ветер выходит на прогулку в большом Арденскому лесу. Сосновые пространства Фландрии могут вспомнить немало давних легенд и сказок. Бельгийская земля - край окультуренных ландшафтов и диких заповедных мест. Друидски истоки бельгів (одного из кельтских племен) заложили в национальном характере бельгийцев - творческую любовь к родной природе. Рядом с этим Бельгия - страна готических соборов и вековых замков. В продолжи многих столітть христианская этика способствует блестящему расцвету бельгийской нации.

Современная Бельгия - политический стріжень Единственной Европы. В Брюсселе - "Лебедином гнезде"( значение названия города из древньофламандської языка) принимаются судьбоносные решения для всех стран Европейского Содружества. Вот почему бельгийцы до некоторой степени - космополиты.

Вселенское, гуманитарное восприятие окружающего мира притамане и прославленной фламандской живописи. Ян ван Ейк, П. Брейгель Старший, П. Рубенс - это мировые имена . Благодаря ним шедеврам можно осознавать тонкий шарм ЖЕНЩИНЫ ВОЛШЕБНОЙ.

Бельгийская мудрость погружается во внутренний мир человека. Отсюда появляются не только творения архітетури и живописи, но и меткого народного слова. Сегодня мы можем почувствовать его животворную силу. Будем пристальными! К нам говорит старая сказка.

КЕНТЕН И МУХА

В славном городе Лувени жил себе парень Кентен. Его отец был ковалем, поэтому змалечку учил парня кузнечного ремесла. Когда Кентен возмужал, то и сам стал к горнилу. Вскоре из ковальчука вырос в ловкого мастера, чьи подковы, шпаги и другие дела, временами были настоящим произведением искусства. Отец, глядя на ловкие движения сына, радовался и тайком мечтал, что сможет спокойно дожить возраста. А сын изо дня в день работал около горнила большой печи. Он стал мускулистым, сильным, загоревшим. Казалось, пламя и кузнечное ремесло очаровали его.

Каждый вечер после тяжелого труда Кентен отдыхал на каменной лаве около кузницы. Вечерняя прохлада мягко окутывала его натруженное и обожженное жаром тело. Молодому ковалеві интересно было смотреть на кареты с вельможными господами, которые проезжали мимо, на беззаботных студентов и красивых барышень, которые возвращались из города домой.

Одна среди барышень нравилась Кентенови больше всего. Когда он видел ее гордую осанку, ясные глаза, белое личико, окаймленное строгой черной наметкой, его сердце начинало драться сильнее. Каждый раз, когда юноше везли вздріти красавицу, его охватывала радость, и следовательно он весь день что-то весело напевал. А если девушка не появлялась, он удавался в тоску, на отцовы вопросы отвечал невпопад и свирепо гатил молотом по наковальне. Такое настроение сына тревожило отца, но он не осмеливался заговорить с ним об этом. А Кентен никак не дерзал подступиться к юной барышне, которая завладела его сердцем и мыслями, так как боялся, что она просто насмеется из него. Что дальше, то сильнее любил он девушку, и ему любой ценой хотелось узнать, кто же она, эта славная паненка. Поэтому он решил незаметно проследить за ней.

Но как-то Кентен увидел, что девушка пройшла несколькими улочками и остановилась перед богатым помещением господина Бу, художника; его хорошо знали и уважали в городе. Девушка взялась за медную щеколду, отворила двери и быстро исчезла в доме. Парень был в отчаянии. Неужели это дочка господина Бу Магдалена, о которой ходили слухи, что она гордячка и, к тому же, влюбленная в одного из самых талантливых учеников своего отца?Отже, в Кентена, который имел только сильные руки и талант коваля, не было ни малейшей надежды привлечь к себе богатую паненку.Грустно и горько было на душе в Кентена. Целыми днями ходил он, ходил в печали. А когда наступал вечер, парень подкрадывался к дому господина Бу, прятался за деревом и прикипал взглядом к окну, надеясь усмотреть хотя бы легкую тень красавицы в мерцании свечи. Тоска его становилась нестерпимой.

Юноше так хотелось быть вместе с Магдаленой! И вот однажды Кентен сказал отцу:

- Я знаю, что нанес тебе немало неприятностей. Но ты сам хорошо видишь, что хоть мои руки и куют железо, и сердце мечтает о другом. Поэтому я хочу покинуть кузницу и наняться к господину Бу, который ищет помощника растирать краски. И тогда я буду жить под одной крышей с той, которую люблю.

- Ты что, сыну, спятил? - сказал старый коваль.

- Разве не знаешь, что дочка господина Бу - неровня тебе? А еще говорят, что вскоре она должна заручиться с молодым художником. Ты хороший коваль. Забудь, сыну, Магдалену. Недостает ли в Лувени красивых девушек, которые захотят выйти за такого парня, как ты? Только зови - и от них отбоя не будет.

- Отцу, не убеждайте меня. Я знаю, что доставляю вам боль, но я буду навещать вас. Моя судьба не в кузнице, а в мастерской господина Бу.

И хоть как уговаривал отец сына, тот все же таки покинул дом. В доме хозяина на Кентена ожидала очень неблагодарная работа. Ежедневно он заметал мастерскую, чистил кисти и палитры, растирал и смешивал краски. А ночевал в грязном закоулке конюшни. За кровать ему правила охапка соломы. Часто в конюшне было холодно, аж вода в ведре замерзала. Но парень не жаловался. Ведь он каждого дня мог видеть Магдалену, когда она заходила в мастерскую, чтобы поцеловать отца.

Со временем Кентен все пристальнее присматривался к работе художника. Много интересного и полезного узнал он, слушая разговоры знаменитого мастера с учениками. Вскоре юноша познал все секреты занятия живописью.

По вечерам он пытался кусочком угля тайком воспроизвести лик Магдалени на голой стене своего закоулка. Однажды Магдалена вбежала к мастерской, обливаясь слезами. Отец ринулся к ней и начал расспрашивать, что случилось.

- Умоляю, - молвила она, всхлипывая, - выгоните из дома вашего ученика Ганса (а это тот же, который должен был вступить в брак с девушкой).

- Прогнать Ганса?! Ни за что в мире! Это один из самых способных моих учеников. Я уже поручаю ему грунтовать некоторые полотна для моих картин, а иногда и дорисовывать одежду. В настоящее время вы ссоритесь, а завтра помиритесь, и ты первая прибежишь просить, чтобы я принял его назад.

- Что вы, папе? Мне безразлично к его таланту, когда этот негодяй перед нашими обручениями ухаживает за другой девушкой.

- А ты откуда знаешь?

- Я видела собственными глазами, а когда затребовала от него объяснить все, то он как воды в рот набрал.

И Магдалена упала на стул, вытирая тоненьким платочком мокрые от слез глаза. Напрасно отец пытался ее утешить.Вдруг платочек упал наземь. Кентен поспешил ее поднять. Прежде чем повернуть платочек красавицы, он припал устами к лоскутку ткани, надеясь, что этого никто не заметит. Но Магдалена все видела, и когда брала платочек из Кентенових рук, то едва улыбнулась ему. То было только проявление благодарности, однако и этого хватило, чтобы сердце Кентена наполнилось радостью.

Второго дня Кентен молвил к господину Бу:

- Если уже так случилось, Ганс пошел од вас, то, могло бы, вы позволили мне держать в руках кисти? Я много чего научился, созерцая ваш труд.

- Хлопче, - сказал мастер, - не смей и мечтать об этом! Тот, кто растирает краски, - еще не художник! Я никогда не доверю тебе ни кисти, ни полотно!

Но Кентен не впадал в отчаяние и при каждой возможности просил мастера:

- Учителю, испытайте меня. В отцовой кузнице я часто наблюдал игру света и тени, и хочу нарисовать это на полотне. Художник лишь пожимал плечами и пытался как можно быстрее спровадить назойливого слугу.А Кентен и дальше тайком рисовал в своем закоулке в конюшне.

И вот наступило время, когда он почувствовал, что может рисовать не хуже мастера.

Был именно июнь, и солнце всходило рано-рано. Когда в доме все еще крепко спали, Кентен удобно умостился перед полотном художника, особенно дорогим ему.

На переднем плане, между двух рядов колонн, каждая из которых была украшена статуэткой, стояла на коленях Дева Мария в темном наряде, едва склонив председателя, - лицо мягкое и сосредоточенное. Кентен не мог отвести от картины глаза - так была похожа на Магдалену эта девушка.

Да и мебель на полотне очень уже напоминала те, что их видел парень в помещении господина Бу. Кентен взял кисти и краски и, оглядываясь, покатывался что-то ворожить над картиной.Закончив работу, он подмел пол, тщательным образом очистил приладдя и спрятался в углу, терпеливо ожидая мастера.

Ровно в восемь утра господин Бу, как всегда, зашел в мастерскую. Окинул поглядомкімнату, глянул на мольберт с эскизами, потом подошел к своей любимой картине, которая была уже почти законченная. Но мгновенно ужаснулся. На кончике носа в Девы Марии сидела муха. И не какая-то там невидная мушка, а гладкая зеленая муха, со стальным бликом.

Художник подошел ближе, чтобы согнать муху - он не мог стерпеть такого кощунства. Махнул рукой, но проклятая муха и не думала убегать, она даже не шелохнулась. Несколько раз пробовал художник согнать нахала, и все было напрасно.

Словно завороженный подошел он к полотну впритык и почав скрупулезно его рассматривать. Аж теперь понял, почему муха не взлетала из полотна: она была не живая, а нарисованная.

- Кто посмел коснуться моей картины? - воскликнул художник.- Ану же признавайтесь, а то всех порозганяю!

Кентен, не долго думая, смело молвил:

- Это моих рук дело. Делайте со мной что хотите, лэ я должен доказать, что тоже имею умение к рисованию и не згірш за других владею кистью.

- Ты уже это довел, хлопче! Муха была как живая. Отныне можешь считать себя моим учеником. Тебя ожидает большое будущее.

Кентен не мог скрыть радость - ведь он добился своего. Теперь бы ему только завоевать сердце Магдалени! Счастье и здесь ему улыбнулось.Девушку растрогала любовь, которая светилась в глазах Кентена.

В скором времени художник благословил брак дочки из Кентеном, который стал его самым любимейшим учеником. Отгуляли громкую и пышную свадьбу.

Кентен стал знаменитым художником, сначала в городе Лувени, потом в своем крае, а следовательно и в целом мире. Говорят, что он долгие годы жил счастливо из Магдаленой, которая верно любила мужчину и уважала его талант.

Нарисуй счастье для любимой, если ты - настоящий талант.

Комментариев нет: