вторник, 9 сентября 2008 г.

МУДРОСТЬ ДАКИЙЦИВ

Когда-то, цветущую румынскую землю завоевывали грозные римские легионы. Вся мощь могучего Рима была задействована для захватывания этой героической страны. Но как трудно было римлянам с мужественными, вольнолюбивыми даками. Румыны - достойные потомки своих легендарных пращуров.

Густые карпатские леса, плодородные дойни (долины) и бескрайние сухие степи Трансильвании хорошо помнят на своем возрасте многих завоевателей. Однако, от одного поколения румын к другому передавался священное завещание даків. Эта древняя заповедь была простою. "Нога чужестранца не подавит наши головы" - говорили дакійські старейшины. "Добру или плохую нашу землю нам завещали наши пращуры." - говорит и в настоящий момент одно дакійське пословица.

Румынская земля вдохновляла творчество больших поэтов: Овидия и Михаила Еминеску. Народны песня и танец, а также волшебный мир легенд и сказок создают мелодичный колорит румынской национальной культуры.

Современная Румыния - страна солнечных кукурузных пространств и золотых, от труда, людей. Любовь к родному краю, к отцу и матери, к семейным обычаям господствует в румынских семьях. Сегодня мы с вами услышим одну мудрую сказку даків. Эта трогательная история рассказывает нам о бесконечной любви материнского сердца.

СЕРДЦЕ МАТЕРИ


Среди высоких гор стояла небольшая крепость. Там, в маленьком домике, жила когда-то одна вдова: мужчина ее, как это часто бывает среди обитателей крепостей, погиб на войне.

У той вдовы было двое деток: мальчик и девочка. Мальчика звали Войничел, а девочку - Гарникуца, то есть Храбрый и Работящая. Жилы они очень бедно. И радостно вдове было лишь тогда, когда она смотрела на своих детей.

Как-то к крепости въехала карета. Такой кареты еще никто здесь не видел - украшенная золотом, ценными камнями, а в запрягу выплясывало двенадцать черных коней-скакунов, сами как огонь, сбруя на конях серебряная, в гриву вплетенные ленты и желтое перо. Следом за каретой верхом ехала толпа слуг. Все вооружены к зубам, в позолоченных кольчугах.

В передке кареты сидел бородатый кучер в вышиваемой золотом парчовой ливрее, а в самой карете, развалившись на подушках, сидела госпожа. Была она старая, дородная, злыми глазами поглядывала на встречных людей.

Карета проехала через двор крепости к вдовиного домику. Деть именно забавлялись в садике, а иметь из заклечаного крыльца следила за их игрой и шила им распашонки. Госпожа спесиво обратилась к матери:

- Я - Богация ( Богация - богатство (рум.).)!Я - самая могучая королева! Мои богатства - немеряные, моих слуг - не сосчитать!.. - Потом уже мягко, притворно льстиво: - Я слышала о твоих детях. Знаю, какие они добре и послушные, и приехала сюда, чтобы ты отдала их мне... Вместе с ними будешь счастливой и ты!

Иметь сердцем почувствовала опасность, схватила детей на руки, прижала к себе и ответила:

- Не отдам я их тебе! Богатство твое добыто грабежами и войнами... Никакого счастья в таком богатстве нет. Оно приносит только горе. Мое счастье - это мой труд и мои деть. Иди прочь отсюда, Богацие, иди, ты нам не нужна!

- Слушай меня, потому что плохо будет! - заскреготіла Богация зубами. И здесь же мягко, медовым голосом прибавила: - Я хочу сделать из твоего сына вожака витязей. Он будет воевать против моих врагов, охранять рабов моих и будет добывать все больше для меня сокровищ! Он получит себе славу! А дочь твою я повезу к себе, чтобы она жила рядом со мной в моем золотом дворце!

Иметь еще более крепко прижала детей к себе и, гневная и бесстрашная, указала пальцем на дорогу, которая вела из крепости.

Госпожа розгнівалась, лицо ее почерневший и перекривилось от ярости. Она выхватила из кармана шелковый платок, махнула ею перед маминым лицом. От платка повеяло ядовитым запахом - иметь потеряла сознание. Воины в золотых кольчугах набросились на нее, вырвали из ее рук детей, и карета мгновенно исчезла из крепости.

Очнулась горемычная мать и не нашла своих детей. От ужаса и горя мать не знала, что ей делать, и заплакала.

Но слезами горю не поможешь, детей нужно спасать. С цепом в руках и с сумкой за плечами пошла она в дальний тяжелый путь. Всех встречных расспрашивала о своих детях, но их никто не видел. А мать шла и шла, все дальше и дальше - широкими полями, густыми лесами, переходила бродом большие реки... В дороге мать захватила зима. Люди и звере притихли и похоронились. Только иметь все шла и шла...

Как-то в полночь подошла она к подножию стремительной, словно стена, горы, и такой высокой, что вершина ее едва виднелась среди черных туч. Мать карабкалась на покрытые льдом скалы, обрывалась и опять, цепляясь окровавленными руками за выступления и расселины, поднималась все выше и выше.

Вдруг мать увидела наверху на стремительной скале огромного беркута. Он угрожающе взметнул крыльями, но мать не испугалась.

- Беркуте, беркуте, не знаешь ли ты, где дворцы Богации?

- Кру!.. Кру!..- закричал в ответ беркут и ударил клювом в скалу.- Я знаю, где дворцы Богации! И дорогу туда знаю! Но я - Холод! Я не покажу тебе дорогу, пока ты не отдашь мне замечательные золотистые косы, которыми я прикрою свою голову и тело!..

Иметь, не задумываясь, расплела свои роскошные шелковые косы и протянула хищной птице:

- Возьми мои косы! Только покажи дорогу!..

Беркут закутался в косы и хрипло закаркал:

- Вон там, далеко-далеко, темный лес. За ним дорога, которая приведет тебя к дворцам Богации. Но лес тот безграничен, густ, как веник, а в нем полно диких зверей. Тоби не удастся пробраться через него!..

Беркут еще не закончил каркать, а вдова уже пошла в дорогу. С невероятными трудностями перебралась она через обледеневшую гору, проваливалась в снежные заносы, выбиралась из них и все шла и шла вперед, аж пока в полдень оказалась в дремучем лесу.

Пралес был такой густой, что иметь едва пробиралась между деревьями и колючими кустарниками, которые кромсали одежду и рвали тело.

Она была крайне уставшей и истощенной, а в глазах ее светилась такая грусть, что даже хижі звере не осмеливались трогать ее. Но вот выскочил здоровенный серый волк и закричал:

- Что тебе здесь нужно, жінко, и как ты посмела зайти в мои владения?

Горемычная мать остановилась перед серым волком и заплакала:

- Волчье, обладателю леса! Я никогда бы не осмелилась зайти в твои владения, когда бы королева Богация не украла моих детей... Прости мне и скажи, пожалуйста: куда идти, чтобы попасть к ее дворцам?

Волк, оскалившись, выслушал мать, а затем взвыл:

- Ты должна отдать мне свои бели зубы, потому что я - Голод! Я вечно голодный, а мои зубы уже затупились! Только тогда я покажу тебе, куда поехала Богация!

Мать отдала волку свои бели, словно перламутр, зубы.

- Вот тебе мои зубы, волчье! Только скажи, куда мне идти?

- Вон туда! - показал волк.- Видишь пески, которые сияют под солнцем? Только ты никогда туда не дойдешь! Никогда! Слышишь?

Но иметь уже не слушала его. Она спешила в синюю даль. Шла долго-долго. И вот, наконец, дошла до сыпучих песков, которые сияли под солнцем. Ноги ее глубоко вгрузали в песок, жара обжигала тело. Мучала жажда. И нигде ни одной капли воды.

Хозяйкой этого края была большая лягушка с зеленой сморщенной кожей и вибалушеними, как будто блюдца, глазами.

Мать попросила лягушку, чтобы и показала дорогу к дворцу Богации. Лягушка пристально посмотрела на нее своими глазами зенок и заквакала:

- Знай, жінко, что я - Жажда. Я скажу, куда нужно идти, но только тогда, когда ты отдашь мне свои розовые ногти. Я буду рыть ими песок, чтобы найти воду!

Не сказала мать ни слова. Молча отдала лягушке свои ногти и пошла туда, куда и сказала...

Долго еще мать ходила, много испытала страданий и муки, аж вдруг, перед закатом солнца, заметила на вершине серой стремительной скалы золотой дворец. Скалу обмывала мутная и черная, словно глубокая ночь, вода. Дворец был прекрасен. Но насколько он красив, настолько же удушающий воздух висел над ним... Мать вспомнила, что именно таким запахом веер и от платка, которым махнула ей в лицо Богация...

Следовательно, это и е дворец Богации.

Над мутной водой перевернулся перловый мост, соединяя берег с дворцом. И мать пошла тем мостом. Сердце ее полнилось радостными надеждами. Ослабшими руками она постучала в единственные большие ворота, которые вели во дворец. Но никто ей не ответил. Иметь еще раз постучала. Потом стучала еще и еще... Только тогда, когда на небе взошел месяц, ворота отворились. И увидела мать на пороге дворца привидения.

Это был сторож - получеловек, полусобака. У него крыла, как у кожана, волосы и борода - словно из колючего сорняка, а зубы в роте - стальные. Не испугалась мать чудовища-сторожа, упала перед ним на колени.

- Скажи, пожалуйста, где мои деть? Пожалей меня, скажи!

- Ха-ха-ха! - покатался сторож смехом.- Пожалеть, говоришь? Знаешь ли ты, жінко, что я - Безжалостный?! Я - сторож Богации, сторож всех ее богатств. Деть твои здесь. Здесь и другие похищены дети. Но я тебя не пожалею!..

Иметь, плача, упала на колени, умоляла сторожа, надеясь как-то смягчить его сердце. А он лишь глумился из искренних материнских слез.

- Именно теперь, - сказал он, - через несколько дней твоему сыну Войничелу исполнится столько лет, что его можно посылать на войну! Он будет служить нашей королеве. Он получит для нее новые богатства, а сам погибнет. Понятная? Погибнет на поле боя!

- Погибнет? Мой Войничел погибнет? - заломила мать из горя руки.- А моя девочка Гарникуца? Что случится с ней?

- Она в золотых покоях королевы. Вместе с другими похищенными рабынями она ткет полотно, чтобы увеличивать богатства королевы.

Два дня и две ночи плакала мать, умоляя Безжалостного. Из ее слез около дворца образовался ясный и чистый ручей, и воды его потекли вниз. На третий день, когда Войничела вместе с другими ребятами должны были посылать на войну, сторож отворил медные ворота и сказал матери:

- Королева передала - она согласна отложить поход ребят на войну, если ты отдашь ей свое материнское сердце.

- Отдам! - прошептала мать.- Чтобы только мой сын не шел на войну грабить и убивать людей...

Она вырвала сердце из груди и отдала его. Сторож захохотал, довольный с того, которое удалось обмануть женщину: вырванное сердце не спасало сына от похода. Он схватил сердце матери и понес его Богации.

Королева на радостях велела бросить сердце к другим сокровищам. А вымученное сердце, преисполненное большой материнской любовью, стало так горячо греть, что от его тепла растопились все кандалы невольников и развеялся ядовитый запах. Из отпертых темниц вышли ребята и девушки. Свободные и радостные, они собирались в роскошных садиках.

Увидев это, королева испугалась и вместе со своими прислужниками спряталась в потайном подземелье.

На месте, где мать вырвала свое сердце, вырос огромный куст роз, усеяный распрекрасными цветами. Под кустом ток ручей материнских слез. Здесь и встретились Войничел и Гарникуца. С тех пор, как они были во дворце, не видели друг друга. Теперь они не могли наговориться, рассказывая о себе и вспоминая мать... Брат и сестра так и заснули около куста, думая о матери.

Склонившись над головами Войничела и Гарникуци, розовый куст ласкал их лица и нежно шелестел. Тот шелест превращался в волнующие слова, которые лились в уши братские и сестре.

И дети проснулися. Войничел зарев на рожок и всем, кто подходил на этот клич, рассказывал о том, что услышал от роз.

Воспаленные справедливым гневом, похищенные сыновья ополчились мечами, что готовила для них Богация, и зашли во дворец. Ребята уничтожили королеву, Безжалостного и всех ее прислужников и вдребезги разрушили все королевство Богации. На месте золотого дворца возникла плодородная земля.

Потом Войничел с побратимами пошел в наступление против Холода, Голода и Жажды. В то же время ребята искали живой воды, чтобы повернуть жизнь матери.

В длинных походах и в тяжелой борьбе они нашли всех чудовищ и уничтожили их. Не нашли только живую воду. Поэтому, невзирая на победу над злом, люди были мрачны и недовольны.

Между тем розовый куст переменил свои цветы на красные плоды, которые падали из гибких ветвей в ясный и чистый, как слеза, ручей, и волны несли розовые семена по всех усюдах миру.

Войничел из Гарникуцой стояли около родного куста и в шелесте его слышали слова матери:

- Не сокрушайтесь, деть мои! Живая вода - в ваших поступках, в ваших действиях. Сердце мое больше не стекает кровью, потому что вы живете в мире, потому что исчезли Холод, Голод и Жажда. Работайте, деть мои, стройте прекрасную и сильную крепость. Укрепляйте ее из года в год. Совместно живите в этой крепости, в мире и достатке!..

Опять зарев рожок Войничела. Брат и сестра рассказали людям то, что услышали, и люди обществом взялись строить новую крепость.

Розовый куст, который вырос из сердца матери, оказался в центре новой крепости, построенной честным трудом. Деть, освобожденные из рабства любовью матери, всегда укрепляли свою крепость и до сих пор живут счастливо.

Живая вода - в ваших поступках, в ваших действиях.

Комментариев нет: